«Какие рынки можно назвать развивающимися или перспективными? На любом этапе какие-то рынки расширяются, а какие-то сокращаются. В различных  экономических условиях баланс меняется в ту или иную сторону. Во время экономического спада на макроуровне рынки чаще сокращаются, нежели  расширяются. Но даже  в период кризисов новые рынки все равно появляются, независимо от того, что говорят люди об экономике и экономической ситуации.

 

На самом деле я люблю экономические кризисы. Мне нравится создавать новый бизнес в период общего спада деловой активности. Наверное, многим мои слова покажутся странными. Но в период расцвета создать бизнес крайне затруднительно: поставщики, владельцы недвижимости и работники слишком заняты, чтобы обращать внимание на ваш «маленький» бизнес, и делают слишком большие деньги, чтобы заботиться о ваших проблемах. Мало сделок, да к тому же за все нужно переплачивать. Люди не желают иметь с вами дела, поскольку не интересуются вашим бизнесом, поэтому вам сложно подыскать подходящих сотрудников и приходится платить им более высокое жалованье.

 

Все это мы наблюдали во время технологического бума. Компании платили совершенно невероятные деньги, чтобы получить хоть какого-то работника: все желали престижной работы в крупной компании, с огромными счетами на представительские расходы и автомобилем фирмы. В Соединенных Штатах наблюдалась ужасная нехватка высококвалифицированной рабочей силы, поэтому выпускникам колледжей предлагались немыслимые оклады  и разного рода привилегии – пока бомба не разорвалась. Сегодня те же самые выпускники колледжей будут рады любому предложению и будут готовы работать за любые деньги.

 

Во время кризиса вы можете дешевле арендовать неплохую недвижимость, набрать потрясающий штат за приемлемые деньги, на распродажах по бросовым ценам приобрести офисную мебель, сделать дешевую рекламу – список можно продолжать бесконечно.

 

Вы можете работать с четвертью суммы, которая вам бы потребовалась в противном случае. Дополнительная выгода – отсутствие конкуренции со стороны крупных компаний, поскольку они заняты попытками сократить убытки.  Они не посягнут на ваш бизнес до следующего экономического всплеска, тогда они захотят развернуть бурную деятельность, и им проще будет купить ваш бизнес, чем начинать все с нуля».

 

Брайан Шер, «Как делать деньги из воздуха»